НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке к выпускному экзамену по учебному предмету “История Беларуси”
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
На экзамене
оценивается:
знание теоретического содержания учебного материала и умение
работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с
помощью фактов; соотнесение исторических фактов с процессом; объяснение
причинно-следственных связей (взаимообусловленности) между фактами и
процессами);
знание фактологического содержания учебного материала и умение
работать с ним (сравнение исторических событий, процессов по предложенным или
самостоятельно определенным признакам; обобщение исторических фактов и
формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических
личностей и творчества деятелей культуры);
хронологические знания и умения (определение хронологических рамок
исторических событий, процессов, определение их последовательности,
синхронности, выделение в них этапов и периодов);
картографические знания и умения (определение местоположения
различных объектов на исторической карте с использованием ее как источника
информации; характеристика социально-экономического, геополитического
положения);
знание исторических документов и
умение работать с документальными материалами (осуществлять поиск исторической информации в
документальных материалах и анализ содержания документа; характеризовать позицию
автора исторического первоисточника);
знание различных точек зрения на одни и те же исторические
события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки
(сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и
обоснование собственного мнения).
II. Содержание экзамена
Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по
билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый
билет будет включать три вопроса.
По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ
в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917 – 1945 гг. и
второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.
Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у
выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений:
синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с
определением общего и различного;
соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом:
сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно
определенным критериям;
объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями,
процессами;
раскрытие содержания исторических понятий и терминов;
анализ содержания исторического документа;
анализ статистических данных;
характеристика деятельности исторической личности;
характеристика творчества деятеля науки (культуры);
характеристика социально-экономического (геополитического) положения
Беларуси с опорой на настенную историческую карту;
характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы
и искусства.
На
выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться учебными
настенными картами (п.78 Правил):
1. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
2. Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
3. Беларусь у 1919–1939 гг.
Фарміраванне тэрыторыі.
4. Беларусь у пачатку Другой
сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
5. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі
Беларусі (1941–1944 гг.).
6. Партызанскі рух і
падпольная барацьба на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
7. Вызваленне Беларусі ад
нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
8. Аднаўленне народнай
гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
9. БССР у 1955–1991 гг
10. Беларусь у 90–х гг. XX –
пачатку XXI ст.
11. Первая мировая война
12. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция
13. Гражданская война и
иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
14. СССР в 20 – 30-е годы XX
в.
15. Вторая мировая война
(01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)
При необходимости на экзамене можно использовать и другие учебные настенные
карты по учебному предмету “Всемирная история”.
При проработке третьих вопросов рекомендуется использовать следующие хрестоматии:
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия /
сост. А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешонок,
С.Е. Новиков; науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус. наука,
2008.
Гісторыя
Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. –
Мінск: Пачатковая школа, 2009.
Гісторыя Беларусі, другая палова 1940–х гг. – пачатак ХХІ ст. 11 клас.
Хрэстаматыя / В.М. Фамін, С.В. Паноў, Т.Ф. Ходзіна. –
Мінск: Народная асвета, 2009.
Содержание третьего вопоса разрабатывается учителем и утверждается
руководителем учреждения образования.
Примерные задания третьего вопроса по периодам
1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.
Синхронизация событий,
процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и
различного.
Сравните
процесс осуществления политики индустриализации в СССР и в БССР и определите
общее и различное.
Сравните
процесс развития сельского хозяйства в СССР и БССР во второй половине 1960-х –
первой половине 1890-х гг. и определите общее и различное.
Соотнесение
исторических событий с общественно-историческим процессом.
Определите и
объясните, о каком историческом процессе свидетельствует проведение Народного
собрания Западной Беларуси в Белостоке.
Определите и
объясните, о каком историческом процессе свидетельствует строительство и выпуск
продукции на Минском автомобильном и тракторном заводах.
Сравнение
исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям.
Сравните политику “военного коммунизма” и новую экономическую политику.
Признаки сравнения определите самостоятельно.
Заполните сравнительную таблицу
“Процесс восстановления народного хозяйства Беларуси после гражданской и
Великой Отечественной войн” и определите особенности послевоенного
восстановления в БССР.
Признаки сравнения
|
Период после гражданской войны
|
Период после Великой Отечественной войны
|
Внешнеполитические
условия
|
|
|
Территория,
на которой
проходил
процесс восстановления
|
|
|
Отрасли экономики,
которые восстанавливались
в первую очередь
|
|
|
Модель экономического
развития
|
|
|
Объяснение
причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами.
Объясните
причинно-следственную связь между проведением форсированной индустриализации и
переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР.
Объясните
причинно-следственную связь между индустриальным развитием БССР и созданием
системы профессионально-технического обучения (профтехучилищ).
Раскрытие
содержания исторических понятий и терминов.
Раскройте содержание следующих исторических терминов и определите, о каких
явлениях общественного и социально-экономического развития БССР они
свидетельствуют: двадцатипятитысячники, кооперация, кулачество, колллективное хозяйство,
раскулачивание, середняки, МТС.
Раскройте
содержание термина “хрущевская
оттепель”.
Анализ
содержания исторического документа.
Охарактеризуйте стратегическую
внешнеполитическую позицию советского правительства, в том числе по отношению к
БССР, используя выдержку из ноты посла СССР в США А.А. Громыко 25 марта 1941
г.:
“...Советское правительство … считает
уместным напомнить о заявлении г-на Черчилля на заседании в Крыму о том, что
нелогично приглашать на конференцию в Сан-Франциско все малые страны, которые
почти ничего не сделали для победы и только теперь, в последний момент,
объявили войну, и в то же время откладывать приглашение двух советских
республик, принесших столь большие жертвы в борьбе с Германией”.
Охарактеризуйте внутриполитическую
атмосферу в БССР в послевоенный период и объясните отношение местного населения к репатриантам, используя выдержку
из информации Председателя СНК БССР П.К. Пономаренко 20 октября 1945 г.
“…В Белоруссию возвратилось около 100 тысяч человек
населения, насильно угнанного на работу в Германию.
Вместе с угнанными советскими гражданами возвращаются на родину и бывшие
полицейские … и другие
немецкие приспешники, бежавшие в Германию при отступлении немецкой армии.
Местное
население – рабочие, колхозники и служащие – встречает репатриированных граждан с чувством теплоты
и заботы, оказывает помощь в устройстве и налаживании жизни. Возвращающиеся
немецкие прихвостни сталкиваются с ненавистью белорусского народа, не забывшего
ужасов немецкой оккупации …”.
Анализ статистических
данных.
Проанализируйте представленные
количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они
свидетельствуют.
Годы
|
Доля грамотных в Беларуси (в
возрасте от 9 лет)
|
1897
1926
1939
|
32 %
53 %
79 % (без учета западных областей)
|
Проанализируйте представленные
количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они
свидетельствуют.
Годы
|
Рост жилищного фонда в БССР
(в млн. м2 полезной плошади)
|
1952
|
13,6
|
1960
|
24,4
|
1965
|
32,5
|
Характеристика деятельности
исторической личности.
Охарактеризуйте позицию А.Ф. Мясникова как руководителя
Северо-Западного областного комитета РКП(б) по вопросу создания белорусской
государственности.
Охарактеризуйте деятельность, личностные качества и роль П.М. Машерова
как Первого секретаря ЦК КПБ в создании индустриального потенциала БССР.
Характеристика
творчества деятеля науки (культуры).
Охарактеризуйте научные достижения О.Ю. Шмидта.
Охарактеризуйте роль В.С. Короткевича в развитии исторического жанра в
белорусской советской литературе и особенности его творчества.
Характеристика социально-экономического
(геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту.
Охарактеризуйте
с опорой на историческую карту геополитическое положение Беларуси после
подписания Рижского мирного договора.
Охарактеризуйте
с опорой на историческую карту послевоенное восстановление народного хозяйства
БССР.
Характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы
(искусства).
Определите, какому историческому событию посвящено стихотворение Янки
Купалы, и охарактеризуйте его отношение к этому событию:
Ты з Заходняй, я з Усходняй
Нашай Беларусі,
Больш з табою ўжо ніколі
Я не разлучуся ...
Разам будзем араць поле
Трактарам сталёвым,
Сеяць жыта і пшаніцу
На загонах новых;
Определите,
какому социальному явлению посвящена картина художника В. Волкова “Студенты”,
созданная в 1947 г., и причины эмоционального состояния изображенных на картине
молодых людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий