Документация

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА:


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке к выпускному экзамену по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования


На экзамене оценивается:
знание теоретического содержания учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических фактов с процессом; объяснение причинно-следственных связей (взаимообусловленности) между фактами и процессами);
знание фактологического содержания учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий, процессов по предложенным или самостоятельно определенным признакам; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);
хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);
картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте с использованием ее как источника информации; характеристика социально-экономического, геополитического положения);
знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (осуществлять поиск исторической информации в документальных материалах и анализ содержания документа; характеризовать позицию автора исторического первоисточника);
знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).

II. Содержание экзамена

Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.
По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.
Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений:
синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;
соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом:
сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;
объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;
раскрытие содержания исторических понятий и терминов;
анализ содержания исторического документа;
анализ статистических данных;
характеристика деятельности исторической личности;
характеристика творчества деятеля науки (культуры);
характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;
характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.
На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться учебными настенными картами (п.78 Правил):
1. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
2. Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
3. Беларусь у 1919–1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі.
4. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
5. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
6. Партызанскі рух і падпольная барацьба на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
7. Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
8. Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
9. БССР у 1955–1991 гг
10. Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.
11. Первая мировая война
12. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция
13. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
14. СССР в 20 – 30-е годы XX в.
15. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)
При необходимости на экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.
При проработке третьих вопросов рекомендуется использовать следующие хрестоматии:
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / сост. А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешонок, С.Е. Новиков; науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус. наука, 2008.
Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа, 2009.
Гісторыя Беларусі, другая палова 1940–х гг. – пачатак ХХІ ст. 11 клас. Хрэстаматыя / В.М. Фамін, С.В. Паноў, Т.Ф. Ходзіна. – Мінск: Народная асвета, 2009.
Содержание третьего вопоса разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образования.

Примерные задания третьего вопроса по периодам
1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.

Синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного.
Сравните процесс осуществления политики индустриализации в СССР и в БССР и определите общее и различное.
Сравните процесс развития сельского хозяйства в СССР и БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1890-х гг. и определите общее и различное.
Соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом.
Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует проведение Народного собрания Западной Беларуси в Белостоке.
Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует строительство и выпуск продукции на Минском автомобильном и тракторном заводах.
Сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям.
Сравните политику “военного коммунизма” и новую экономическую политику. Признаки сравнения определите самостоятельно.
Заполните сравнительную таблицу “Процесс восстановления народного хозяйства Беларуси после гражданской и Великой Отечественной войн” и определите особенности послевоенного восстановления в БССР.
Признаки сравнения
Период после гражданской войны
Период после Великой Отечественной войны
Внешнеполитические условия


Территория, на которой 
проходил процесс восстановления


Отрасли экономики,
которые восстанавливались
в первую очередь


Модель экономического развития


Объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами.
Объясните причинно-следственную связь между проведением форсированной индустриализации и переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР.
Объясните причинно-следственную связь между индустриальным развитием БССР и созданием системы профессионально-технического обучения (профтехучилищ).
Раскрытие содержания исторических понятий и терминов.
Раскройте содержание следующих исторических терминов и определите, о каких явлениях общественного и социально-экономического развития БССР они свидетельствуют: двадцатипятитысячники, кооперация, кулачество, колллективное хозяйство, раскулачивание, середняки, МТС.
Раскройте содержание термина хрущевская оттепель.
Анализ содержания исторического документа.
Охарактеризуйте стратегическую внешнеполитическую позицию советского правительства, в том числе по отношению к БССР, используя выдержку из ноты посла СССР в США А.А. Громыко 25 марта 1941 г.:
“...Советское правительство считает уместным напомнить о заявлении г-на Черчилля на заседании в Крыму о том, что нелогично приглашать на конференцию в Сан-Франциско все малые страны, которые почти ничего не сделали для победы и только теперь, в последний момент, объявили войну, и в то же время откладывать приглашение двух советских республик, принесших столь большие жертвы в борьбе с Германией.
Охарактеризуйте внутриполитическую атмосферу в БССР в послевоенный период и объясните отношение местного населения к репатриантам, используя выдержку из информации Председателя СНК БССР П.К. Пономаренко 20 октября 1945 г.
“…В Белоруссию возвратилось около 100 тысяч человек населения, насильно угнанного на работу в Германию.
Вместе с угнанными советскими гражданами возвращаются на родину и бывшие полицейскиеи другие немецкие приспешники, бежавшие в Германию при отступлении немецкой армии.
Местное население – рабочие, колхозники и служащие – встречает репатриированных граждан с чувством теплоты и заботы, оказывает помощь в устройстве и налаживании жизни. Возвращающиеся немецкие прихвостни сталкиваются с ненавистью белорусского народа, не забывшего ужасов немецкой оккупации ….
Анализ статистических данных.
Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.
Годы
Доля грамотных в Беларуси (в возрасте от 9 лет)
1897
1926
1939
32 %
53 %
79 % (без учета западных областей)
Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.
Годы

Рост жилищного фонда в БССР
(в млн. м2 полезной плошади)
1952
13,6
1960
24,4
1965
32,5
Характеристика деятельности исторической личности.
Охарактеризуйте позицию А.Ф. Мясникова как руководителя Северо-Западного областного комитета РКП(б) по вопросу создания белорусской государственности.
Охарактеризуйте деятельность, личностные качества и роль П.М. Машерова как Первого секретаря ЦК КПБ в создании индустриального потенциала БССР.
Характеристика творчества деятеля науки (культуры).
Охарактеризуйте научные достижения О.Ю. Шмидта.
Охарактеризуйте роль В.С. Короткевича в развитии исторического жанра в белорусской советской литературе и особенности его творчества.
Характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту.
Охарактеризуйте с опорой на историческую карту геополитическое положение Беларуси после подписания Рижского мирного договора.
Охарактеризуйте с опорой на историческую карту послевоенное восстановление народного хозяйства БССР.
Характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы (искусства).
Определите, какому историческому событию посвящено стихотворение Янки Купалы, и охарактеризуйте его отношение к этому событию:
Ты з Заходняй, я з Усходняй
Нашай Беларусі,
Больш з табою ўжо ніколі
Я не разлучуся ...
Разам будзем араць поле
Трактарам сталёвым,
Сеяць жыта і пшаніцу
На загонах новых;
Определите, какому социальному явлению посвящена картина художника В. Волкова “Студенты”, созданная в 1947 г., и причины эмоционального состояния изображенных на картине молодых людей.






Комментариев нет:

Отправить комментарий