МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке к выпускному экзамену по учебному предмету “История Беларуси” по
завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
На экзамене оценивается:
знание теоретического содержания учебного материала и умение
работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с
помощью фактов; соотнесение исторических фактов с процессом; объяснение
причинно-следственных связей (взаимообусловленности) между фактами и
процессами);
знание фактологического содержания учебного материала и умение
работать с ним (сравнение исторических событий, процессов по предложенным или
самостоятельно определенным признакам; обобщение исторических фактов и
формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических
личностей и творчества деятелей культуры);
хронологические знания и умения (определение хронологических
рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности,
синхронности, выделение в них этапов и периодов);
картографические знания и умения (определение местоположения
различных объектов на исторической карте с использованием ее как источника
информации; характеристика социально-экономического, геополитического
положения);
знание исторических документов и умение работать с
документальными материалами (осуществлять поиск исторической информации в документальных
материалах и анализ содержания документа; характеризовать позицию автора
исторического первоисточника);
знание различных точек зрения на одни и те же исторические
события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение
их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование
собственного мнения).
II. Содержание
экзамена
Экзамен по учебному предмету
“История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством
образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.
По первому и второму вопросу
учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой
экзаменационного билета по периоду 1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг.
– начала ХХІ в.
Третий вопрос ориентирован на
выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и
специальных исторических умений:
синхронизация событий, процессов
истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;
соотнесение исторических событий
с общественно-историческим процессом:
сравнение исторических событий по
предложенным или самостоятельно определенным критериям;
объяснение причинно-следственных
связей между историческими событиями, процессами;
раскрытие содержания исторических
понятий и терминов;
анализ содержания исторического
документа;
анализ статистических данных;
характеристика деятельности
исторической личности;
характеристика творчества деятеля
науки (культуры);
характеристика
социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на
настенную историческую карту;
характеристика исторической
тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.
На выпускном
экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться учебными настенными
картами (п.78 Правил):
1. Лютаўская і Кастрычніцкая
рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
2. Барацьба супраць ваеннай
інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
3. Беларусь у 1919–1939 гг.
Фарміраванне тэрыторыі.
4. Беларусь у пачатку Другой
сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
5. Акупацыйны рэжым на
тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
6. Партызанскі рух і
падпольная барацьба на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
7. Вызваленне Беларусі ад
нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
8. Аднаўленне народнай
гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
9. БССР у 1955–1991 гг
10. Беларусь у 90–х гг. XX –
пачатку XXI ст.
11. Первая мировая война
12. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская
революция
13. Гражданская война и
иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
14. СССР в 20 – 30-е годы XX
в.
15. Вторая мировая война
(01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)
При необходимости на экзамене
можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету
“Всемирная история”.
При проработке третьих вопросов
рекомендуется использовать следующие хрестоматии:
Великая Отечественная война
советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / сост.
А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешонок, С.Е. Новиков;
науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус. наука, 2008.
Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10
клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа,
2009.
Гісторыя Беларусі, другая палова 1940–х гг. –
пачатак ХХІ ст. 11 клас. Хрэстаматыя / В.М. Фамін, С.В. Паноў,
Т.Ф. Ходзіна. – Мінск: Народная асвета, 2009.
Содержание третьего вопоса
разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образования.
Примерные
задания третьего вопроса по периодам
1917 – 1945 гг.
и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.
Синхронизация
событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и
различного.
Сравните
процесс осуществления политики индустриализации в СССР и в БССР и определите
общее и различное.
Сравните
процесс развития сельского хозяйства в СССР и БССР во второй половине 1960-х –
первой половине 1890-х гг. и определите общее и различное.
Соотнесение
исторических событий с общественно-историческим процессом.
Определите и
объясните, о каком историческом процессе свидетельствует проведение Народного
собрания Западной Беларуси в Белостоке.
Определите и
объясните, о каком историческом процессе свидетельствует строительство и выпуск
продукции на Минском автомобильном и тракторном заводах.
Сравнение
исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям.
Сравните
политику “военного коммунизма” и новую экономическую политику. Признаки
сравнения определите самостоятельно.
Заполните сравнительную таблицу
“Процесс восстановления народного хозяйства Беларуси после гражданской и
Великой Отечественной войн” и определите особенности послевоенного
восстановления в БССР.
по подготовке к выпускному экзамену по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования
Признаки сравнения
|
Период после гражданской войны
|
Период после Великой
Отечественной войны
|
Внешнеполитические условия
|
||
Территория, на которой
проходил процесс восстановления
|
||
Отрасли экономики,
которые восстанавливались
в первую очередь
|
||
Модель экономического развития
|
Объяснение
причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами.
Объясните
причинно-следственную связь между проведением форсированной индустриализации и
переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР.
Объясните
причинно-следственную связь между индустриальным развитием БССР и созданием
системы профессионально-технического обучения (профтехучилищ).
Раскрытие
содержания исторических понятий и терминов.
Раскройте содержание следующих исторических терминов и определите, о каких
явлениях общественного и социально-экономического развития БССР они
свидетельствуют: двадцатипятитысячники, кооперация, кулачество, колллективное
хозяйство, раскулачивание, середняки, МТС.
Раскройте
содержание термина “хрущевская оттепель”.
Анализ
содержания исторического документа.
Охарактеризуйте стратегическую
внешнеполитическую позицию советского правительства, в том числе по отношению к
БССР, используя выдержку из ноты посла СССР в США А.А. Громыко 25 марта 1941
г.:
“...Советское правительство … считает
уместным напомнить о заявлении г-на Черчилля на заседании в Крыму о том, что нелогично
приглашать на конференцию в Сан-Франциско все малые страны, которые почти
ничего не сделали для победы и только теперь, в последний момент, объявили
войну, и в то же время откладывать приглашение двух советских республик,
принесших столь большие жертвы в борьбе с Германией”.
Охарактеризуйте внутриполитическую атмосферу в БССР в
послевоенный период и объясните отношение местного
населения к репатриантам, используя выдержку из информации Председателя СНК
БССР П.К. Пономаренко 20 октября 1945 г.
“…В Белоруссию возвратилось около 100
тысяч человек населения, насильно угнанного на работу в Германию.
Вместе с угнанными советскими
гражданами возвращаются на родину и бывшие полицейские … и другие немецкие приспешники,
бежавшие в Германию при отступлении немецкой армии.
Местное население – рабочие, колхозники и служащие
– встречает репатриированных граждан с чувством теплоты и заботы,
оказывает помощь в устройстве и налаживании жизни. Возвращающиеся немецкие
прихвостни сталкиваются с ненавистью белорусского народа, не забывшего ужасов
немецкой оккупации …”.
Анализ
статистических данных.
Проанализируйте представленные
количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они
свидетельствуют.
Годы
|
Доля грамотных в Беларуси (в
возрасте от 9 лет)
|
1897
1926
1939
|
32 %
53 %
79 % (без учета западных
областей)
|
Проанализируйте представленные
количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они
свидетельствуют.
Годы
|
Рост жилищного фонда в БССР
(в млн. м2 полезной плошади)
|
1952
|
13,6
|
1960
|
24,4
|
1965
|
32,5
|
Характеристика
деятельности исторической личности.
Охарактеризуйте
позицию А.Ф. Мясникова как руководителя Северо-Западного областного
комитета РКП(б) по вопросу создания белорусской государственности.
Охарактеризуйте деятельность, личностные качества и роль П.М. Машерова
как Первого секретаря ЦК КПБ в создании индустриального потенциала БССР.
Характеристика
творчества деятеля науки (культуры).
Охарактеризуйте
научные достижения О.Ю. Шмидта.
Охарактеризуйте
роль В.С. Короткевича в развитии исторического жанра в белорусской советской
литературе и особенности его творчества.
Характеристика социально-экономического
(геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту.
Охарактеризуйте
с опорой на историческую карту геополитическое положение Беларуси после
подписания Рижского мирного договора.
Охарактеризуйте
с опорой на историческую карту послевоенное восстановление народного хозяйства
БССР.
Характеристика
исторической тематики в произведениях белорусской литературы (искусства).
Определите,
какому историческому событию посвящено стихотворение Янки Купалы, и
охарактеризуйте его отношение к этому событию:
Ты з Заходняй, я з Усходняй
Нашай Беларусі,
Больш з табою ўжо ніколі
Я не разлучуся ...
Разам будзем араць поле
Трактарам сталёвым,
Сеяць жыта і пшаніцу
На загонах новых;
Определите,
какому социальному явлению посвящена картина художника В. Волкова “Студенты”,
созданная в 1947 г., и причины эмоционального состояния изображенных на картине
молодых людей.
Примерный перечень
вопросов
для проведения
обязательного выпускного экзамена
по учебному предмету “История Беларуси”
по завершении обучения
и воспитания
на ІІІ ступени общего
среднего образования
1. Беларусь накануне
Октябрьской революции 1917 г.: социально-экономическая и политическая ситуация,
предпосылки становления белорусской государственности.
2. События Октябрьской
революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты
преобразований.
3. Беларусь в условиях
германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и разделение
территории.
4. Провозглашение
белорусской государственности в декабре 1917 – марте 1918 гг.: направления в
белорусском национальном движении и результаты их деятельности.
5. Образование ССРБ и
ЛитБел: особенности оформления белорусской советской государственности.
6. Беларусь в условиях
польско-советской войны 1919 – 1920 гг. и второе провозглашение ССРБ:
гражданская война и военная интервенция: военные действия и итоги Рижского
мира.
7. Беларусь в межвоенный
период: основные направления становления советского социалистического общества.
8. БССР в годы новой
экономической политики: особенности социально-экономического положения.
9. Общественно-политическая
жизнь в БССР в 1920-е гг.: демократизация и участие в создании СССР.
10. Политика белорусизации: особенности
национальных отношений и основные мероприятия.
11. Образование, наука и культура в БССР в
1920-е гг.: условия развития и достижения.
12. Индустриализация в БССР: особенности
проведения и результаты.
13. Коллективизация сельского хозяйства в
БССР: причины, особенности, результаты.
14. Советская общественно-политическая система
в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: основные направления формирования.
15. Развитие образования и науки в БССР в
конце 1920-х – 1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции.
16. Литература и искусство в БССР в конце
1920-х – 1930-е гг.: условия развития и основные направления творчества.
17. Западная Беларусь в составе Польского
государства: политическая и социально-экономическая ситуация.
18. Состояние культуры в Западной Беларуси в
1920-е – 1930-е гг.: особенности и достижения.
19. Воссоединение Западной Беларуси с БССР:
геополитические условия и историческое значение.
20. Начало Великой Отечественной войны,
оборонительные бои на территории Беларуси.
21. Установление германского оккупационного
режима на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны: политика
геноцида и деятельность коллаборантов.
22. Начало массовой борьбы белорусского народа
против немецко-фашистских оккупантов: партизанское движение и подпольная
деятельность.
23. Развертывание народной борьбы против
немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси: формы, методы,
особенности сопротивления.
24. Освобождение БССР от германских
захватчиков.
25. Вклад белорусского народа в Победу над
нацистской Германией: итоги и уроки Великой Отечественной войны.
26. БССР в первое послевоенное десятилетие:
направления и особенности восстановления.
27. Народное хозяйство БССР во второй половине
1940-х - первой половине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на
новый уровень развития.
28. Общественно-политическая жизнь в БССР во
второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного
положения.
29. Развитие образования и науки в БССР во
второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг. как составная часть
процесса послевоенного восстановления народного хозяйства.
30. Развитие литературы и искусства в БССР во
второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.
31. Участие БССР в основании и деятельности
ООН: советская стратегия и международное значение.
32. БССР во второй половине 1950-х – 1980-е
гг.: основные этапы и направления реформирования общества.
33. Общественно-политическая жизнь БССР во
второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: основные направления
демократизации.
34. Социально-экономическое развитие БССР во
второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: формирование промышленного
и сельскохозяйственного комплексов.
35. Общественно-политическая система в БССР во
второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.
36. Народное хозяйство БССР во второй половине
1960-х – первой половине 1980-х гг.: основные направления и пути развития.
37. Курс на ускорение социально-экономического
развития БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки
реализации.
38. Политика перестройки в БССР во второй
половине 1980-х гг.: реформирование советской общественно-политической системы
и ее результаты.
39. Развитие образования и науки в БССР во
второй половине 1950-х – 1980-е гг.: вклад в формирование индустриального
общества.
40. Белорусская литература во второй половине
1950-х – 1980-е гг.: условия развития и тематика творчества.
41. Театральное, музыкальное и изобразительное
искусство БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: отражение
национально-культурных особенностей и исторического прошлого.
42. Становление и развитие Республики
Беларусь: основные этапы и направления развития.
43. Провозглашение и становление Республики
Беларусь в первой половине 1990-х гг.: правовое оформление государственного суверенитета.
44. Общественно-политическая система
Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. – начала ХХІ в.: направления
формирования и результаты укрепления.
45. Основы государственного строя Республики
Беларусь и государственной идеологии: выбор модели управления и ориентиров
развития.
46. Основные направления
социально-экономического развития Республики Беларусь: разработка и реализация
белорусской модели.
47. Внешняя политика Республики Беларусь:
формирование и реализация многовекторного характера.
48. Развитие образования и науки в Республике
Беларусь: вклад в формирование общества знаний.
49. Развитие литературы и искусства в
Республике Беларусь: отражение культурно-исторического наследия и современные
достижения.
50. Достижения белорусских
спортсменов-олимпийцев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий